18:27 

Эрл Грей
Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Из книги Дж. де Бекера "Гейши" (де Бекер Дж. Гейши, М. : Центрполиграф, 2010. Опубликована впервые в 1899 году под названием "Бессонный город: Жизнь гейши и куртизанки в Старом Токио". Перевод с англ. А.И. Шмелёва.)

Яро

Вся рота весь Эдо шагает не в ногу, один только прапорщик в ногу.


«ЯРО» – PECCATUM ILLUD HORRIBILE, INTER CHRISTIANOS NON NOMINANDUM*

Предмет настолько отталкивающий и противный, что автор предпочел бы закрыть глаза на существование такой ужасной стороны человеческого порока и промолчать, но друзья, на чье суждение он полностью полагается, указали, что сама природа этой работы требует хотя бы упоминания о той омерзительной форме распутства, что существовала в Японии в позднем Средневековье.

В начале эпохи Эдо (где-то 1578) следы традиций, сформировавшихся в предшествовавший период междоусобных войн, продолжали существовать в виде неестественных отношений (зародившихся в военных лагерях), были занесены в метрополию и распространились в городах, где конечно же нашлись обнищавшие люди, готовые удовлетворить любые пакостные желания. Среди театральных актеров было определенное число порочных и распутных представителей, кто без колебаний был готов покорствовать своим покровителям и согласиться на любое физическое унижение за деньги.

После театральных представлений в провинции Идзумо актрисы вошли в моду, но, поскольку общество было больно и испорчено, власти запретили женщинам появляться на сцене[1]. Это вывело на первый план молодых актеров-мужчин. Выступления этих привлекательных юношей пленили публику и разохотили множество сластолюбцев. Порок распространился настолько, что в 1-й год Дзёо (1652) подобные выступления были запрещены вообще, но уже на 2-й год того же периода (1653) под давлением определенных персон было получено разрешение на драматические представления под названием мономанэ кёгэндзукуси (различные комические пьесы).

Наученные горьким опытом и в надежде воспрепятствовать распространению порочной практики власти предписали актерам брить волосы надо лбом[2], и прозвище «вакасю» (юноша) было официально заменено на «яро» («прохвост»). Чтобы обойти закон и свести на нет его предписания, актеры, играющие роли женщин, повязывали полотенце, чтобы скрыть бритую голову, и надевали шелковые или креповые шляпы[3]. Облик этих мужчин настолько превосходил красоту настоящих женщин, что, невзирая на все усилия властей, тяга к неестественным наслаждениям захватила весь город. В русле общей тенденции были изобретены и поступили в продажу игры «яро карута» (карты с изображениями яро) и «яро сугороку»[4]. Кроме того, предприимчивые люди печатали картинки с изображениями яро или издавали хёбанки (нечто вроде театрального справочника). Волна безумия достигла таких масштабов, что безрассудные фанатики заходили столь далеко, чтобы оставлять в буддийских и синтоистских храмах молитвенные таблички во здравие этих омерзительных яро!

Оазисами этого подлого сообщества были Нэгимати в Эдо (Токио), Миягавамати в Киото и Дотонбори в Осаке. Дома, где проживали яро, в просторечии звались кодомоя (детский дом). Такие заведения нанимали, а затем предлагали клиентам привлекательных мальчиков точно так же, как поступали публичные дома с женщинами. Здесь мальчиков обучали кое-какому актерскому мастерству, и затем они попадали на сцену. Тех, кто участвовал в представлениях, называли бутайко (дети сцены), тех, кто только обслуживал вечеринки, называли кагэма, а тех, кто путешествовал по стране, называли тобико (прыгающие или летающие дети).

В основном в такие дома свиданий (агэя) наведывались представители воинского сословия и священнослужители, но также услугами этих молодых людей пользовалось и немало женщин. Поначалу юноши лишь прислуживали гостям на банкетах, развлекали их танцами, но со временем их отношения с клиентами приняли форму обычную для женщин-проституток. Молодые люди стали копировать стиль женщин, чернили с помощью охагуро зубы (по женской моде тех времен) и имитировали манеры, присущие прекрасному полу. Изначально они одевались в характерные костюмы, известные как вакасю сугата (стиль молодого человека), но постепенно их пристрастия в одежде претерпели изменения, и в годы Мэйва и Анъэй (с 1764 по 1781) они уже одевались в изящные наряды ярких расцветок с длинными струящимися рукавами, как у женщин, носили широкие пояса и по-женски укладывали волосы.

В период Гэнроку (1688–1704) распространение порока пошло на убыль, но обычай приглашать яро оставался так же популярен, как приглашение проституток, и в годы Мэйва и Анъэй (с 1764 по 1781) достиг своего пика. В те времена в Эдо существовало не менее десяти мест, где можно было воспользоваться услугами яро, а именно Ёситё, Кобикитё, Хатёбори в Канда, на подворье храма Юсима Тэндзин (!), перед храмом Симмэй (!) в Сиба, неподалеку от храма Хатиман (!) на Итигая и т. д. Тогда в столице своим постыдным промыслом занимались 230 яро.

Вскоре, однако, то ли природа взяла свое, то ли законы, принятые в годы Кансэй (1789–1801), возымели свое действие, но к периоду Тэмпо (1830–1844) осталось лишь четыре места, где можно было найти яро[5]. Из них наибольшей популярностью пользовалось Юсима, но и там оставалось всего 25 юношей. В 13-м году Тэмпо (1842) при правлении Иэёси (1792–1853) – 12-го сёгуна Токугава – в рамках реформ, проводимых губернатором провинции Итидзэн Мидзуно Тадакуни (1794–1851), порок был почти полностью искоренен, и с тех пор неестественные сексуальные отношения в Эдо прекратились. В период Канъэй (1624–1644) в Эдо появилось несколько так называемых «парфюмеров» (когуури), которые предлагали своим клиентам неестественные услуги, а к годам Гэнроку (1688–1704) подобный бизнес окреп и развился. Красиво одетые, привлекательные, слегка женственные молодые люди передвигались по городу, имея при себе в коробочках из дерева кири (павлония войлочная) образцы различных благовоний, завернутые в ярко-синий шелк. Под видом продавцов своего товара они просачивались в дома аристократов и мелкопоместных дворян, но со временем такой промысел был запрещен. В те времена среди распутных женщин было обычным делом нанимать актеров и предаваться с ними аморальным развлечениям. Такие женщины после просмотра пьесы приглашали актеров в чайные дома и развлекались с ними так же, как развратники-мужчины с куртизанками.

Приведенное выше описание яро взято из книги «Нихон фудзокуси»[6], однако автор хотел бы добавить, что литература периода Гэнроку, несколько типичных образцов которой имеется в его распоряжении, очевидно, демонстрирует, что в XVII в. порок существовал совершенно открыто и безо всяких признаков стыда. Заинтересованных читателей можно отослать к «Дансёку окагами» («Зерцало мужской любви») (1687) и «Дансёку кино мэдзукэ» («Ростки мужской любви») (1703) как к образцам подобной литературы[7].

[1] Имеется в виду ранний вариант театрального жанра кабуки, поскольку во всех прочих жанрах женщин не было и раньше. (Примеч. пер.)
[2] То есть чтобы прическа выглядела несомненно мужской. (Примеч. пер.)
[3] Подробнее см.: Гришелева Л.Д. Театр современной Японии. М.: Искусство, 1977 (Примеч. пер.)
[4] Яро сугороку - настольная игра в кости с передвижными фишками. На доске изображен маршрут в виде картинок, с препятствиями и знаками, облегчающими их преодоление. Бросая кости, играющие передвигают фишку по клеточкам поля в соответствии с числом набранных очков. Выигрывает тот, кто быстрее достигнет финишной клетки поля. (Примеч. пер.)
[5] Ёситё, Хатёбори, Симмэй и Юсима.
[6] «История нравов и обычаев Японии». (Примеч. пер.)
[7] Это редкие издания, и японское правительство не разрешает их перепечатывать. Язык этих книг ни в коей мере не груб, а напротив, весьма цветистый и приятный. Небезупречно только содержание.

*(лат.) Ужасный грех, который не следует упоминать среди христиан (традиционный эвфемизм гомосексуальных отношений). (Примеч. Идари, OCR также ее).

На иллюстрациях:
1. "Вакасю" смотрит на изображение горы Фудзи. Судзуки Харунобу, XVIII в. Image by © Burstein Collection/CORBIS
2. Мальчик-актер с любовником. Неизвестный художник, 1643
3. Вакасю с куртизанкой. Кунисада Утагава (1786-1865).
Иллюстрации подобраны к посту модератором, в книге не содержатся.

запись создана: 15.06.2010 в 14:29

@темы: научная литература/статьи, мужчины/юноши, живопись/графика до XX века, актеры, Япония

Комментарии
2010-06-15 в 15:08 

Demon Alcohol
…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
"..и с тех пор неестественные сексуальные отношения в Эдо прекратились" - , что, СОВСЕМ?))))

весь Эдо шагает не в ногу, один только прапорщик в ногу.
воистину)

2010-06-15 в 15:08 

Эрл Грей
Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
.и с тех пор неестественные сексуальные отношения в Эдо прекратились" - , что, СОВСЕМ? Врет. :)

2010-06-15 в 15:10 

Demon Alcohol
…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Да знаю, что врет - но с тааакой уверенностью прям врет, аж завидно)))

2010-06-15 в 20:45 

Эрл Грей
Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Demon Alcohol, выдает желаемое за действительное. :)

2010-06-16 в 09:07 

~Koro~
Спасибо за статью! :)

2010-06-16 в 09:11 

~Koro~
Третья гравюра просто очаровала меня, прекрасная! Но я подумала что это женщина пригласившая яро, подпись же говорит совсем другое. Непонятно(

2010-06-16 в 11:29 

Идари
Female Chauvinistic Pig
Hitomi_Koro
Ну там явно дама и яро - у яро платочек на голове. Пока ничем не занимаются, но я спецом сделала это иллюстрацией к абзацу про то, как дамы развлекались с яро :))


Эрл Грей
*грозно* Ты зачем все теги у картинок порушил?? :)
OCR и значит распознавание текста, я указала.

2010-06-16 в 12:06 

Эрл Грей
Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Идари, я не хотел!

2010-06-16 в 12:13 

Идари
Female Chauvinistic Pig
Эрл Грей
Извини, что не спросила про картинки :) но я решила, что ты не против будешь. Иногда жутко пробивает на красивую верстку, по пицот раз могу вылизывать :)

2010-06-16 в 12:18 

Идари
Female Chauvinistic Pig
Ихихиии, "анонимный художник" )))) я слишком много читала "Фандомную правду" ))))
НЕИЗВЕСТНЫЙ художник!

2010-06-16 в 12:23 

Эрл Грей
Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Идари, совершенно не против. Они тут очень к месту.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Чайный домик

главная